Встречайте новый каталог специализаций: теперь грузчик и на фабрике грузчик
До конца января на hh.ru обновится каталог специализаций. Мы уберем все лишнее и изменим логику: размещать вакансии и резюме и искать их в базе станет удобнее. Новый каталог доступен некоторым работодателям уже сейчас, но к 20 января обновление будет выпущено для всех работодателей.
На hh.ru все специализации собраны в единый каталог для удобства навигации. Этот каталог давно не менялся, и вы часто писали в поддержку, что его надо обновить или дополнить. Понято, принято! Мы обновляем наш каталог: сокращаем список специализаций и делаем их привязку к профессиональным областям более логичной. Что это даст:
Работодателям и соискателям | Работодателям | Команде hh.ru |
---|---|---|
Будет проще найти нужную специализацию при размещении вакансий/резюме или при поиске в базе. | Покупать доступ к базе по профобластям станет выгоднее. | Мы будем понимать точное соотношение вакансий и специалистов, например, чтобы наращивать базу там, где это нужно. |
Ни одно резюме не потеряется из виду из-за неточно указанной профобласти. | Аналитика по базе/зарплатам/стоимости отклика на конкретную должность станет еще более точной. | Мы сможем улучшать функционал и сценарии использования hh.ru для конкретных специализаций. |
А теперь подробности и несколько лайфхаков о том, как работать с новым каталогом.
Как новый каталог изменит вашу работу с сервисом
В старой версии каталога смешалось все: специализации, должности, уровни позиций, отрасли и обязанности. Некоторые специализации дублировали друг друга и не всегда находились там, где должны, с точки зрения здравого смысла.
Вот три важных изменения, которые помогли навести порядок и сделать каталог более удобным:
1. В новом каталоге по-прежнему два уровня: верхний — профессиональная область и нижний — специализация. Однако на втором уровне, кроме специализаций, вы больше не найдете ничего лишнего.
2. Количество профобластей осталось почти прежним — 27, а вот специализации мы сильно подрезали: теперь их 143 вместо 621. Каталог сразу стал более компактным и понятным.

3. Специализации не дублируются в профобластях, и найти в базе всех кандидатов с нужным функционалом стало проще. Например, если раньше, чтобы найти всех без исключения водителей, вам нужно было выбрать все три профобласти, к которым относилась эта специализация («Транспорт», «Административный персонал» и «Домашний персонал»), то теперь достаточно указать любую из этих профобластей. Выбираете «Водитель» в «Домашнем персонале» — и мы показываем вам всех водителей, которые есть в базе. Так вы получите больше результатов и ни одно резюме не пропадет из виду.
Что изменилось в вакансиях?
При создании вакансии сервис будет автоматически предлагать подходящую специализацию, но ее тут же можно изменить, если вы не согласны с предложенным вариантом.
💡 Размещая вакансию, вы сможете указать только одну специализацию. Не переживайте, это не снизит количество откликов, а сделает поисковую выдачу релевантнее и точнее. Соискатели по-прежнему будут вас находить, потому что умный поиск на hh.ru рекомендует вакансии на основе целого набора параметров. Тут и название, и текст вакансии, и история откликов и приглашений.
Допустим, рекрутер или потенциальный кандидат указали разные специализации или профобласти. Умный поиск все равно порекомендует их друг другу, если по другим параметрам они с наибольшей степенью вероятности друг другу подходят.
Мы давно перестали учитывать соответствие по профобласти и специализации в рекомендациях, потому что большая часть соискателей (95%) ищут вакансии не по профобластям, а по названию. И даже название не играет большой роли: работодатели и соискатели найдут друг друга, несмотря на все многообразие должностей и их интерпретацию от компании к компании.
Например, компания с вакансией «Менеджер по закупкам» всегда найдет подходящих кандидатов, как бы они себя ни называли: снабженцами, Purchasing-менеджерами, экспертами по тендерам или закупщиками. То же действует и в обратную сторону: кандидаты могут легко находить вакансии, даже если их название не совпадает с названием в резюме.

Концепция древовидных каталогов и поиска по ним постепенно отмирает: мир становится сложнее и в каталоги не помещается. Yahoo и Яндекс давно закрыли свои каталоги сайтов, Google — каталог товаров. В облачных хранилищах типа Google Drive миллениалы и зумеры всё чаще ищут файлы через строку поиска и вкладку «Недавние», чем через проводник с папками.
Возникла гипотеза, что польза от старых профобластей и специализаций, к сожалению, неоднозначна, а закономерности в найме на hh.ru, связанные с ними, исчезли. Мы проверили, и гипотеза подтвердилась: c мая по август мы полностью избавились от признаков по профобластям во всех рекомендательных моделях, и это не повлияло на количество успешных действий. По факту мы даже увидели увеличение на 26 500 откликов и 4 500 приглашений в день.
💡 Часто специализации на hh.ru путают со специализациями по диплому или конкретными названиями должностей. Но по факту это функция или роль, которую человек выполняет в компании.

Специализация — это краткое описание должности, функция человека в компании. Специализации группируются в тематики или профессиональные области, чтобы ориентироваться в каталоге было проще. Например, «Менеджер по маркетингу», «Директор по маркетингу», «SMM-менеджер», «Контент-менеджер» — это специализации, которые входят в большую профобласти «Маркетинг и PR».
💡 Также важно различать профессиональную область и сферу деятельности бизнеса. Например, если ваша компания занимается грузоперевозками, в вакансиях необходимо указывать профобласти кандидатов, которых вы ищете. Сферу деятельности вашей компании — «Перевозки, логистика, склад, ВЭД» — указывать не нужно. Один и тот же специалист может работать в разных отраслях, и грузчиком можно быть как на фабрике, так и на съемочной площадке.
Если вы затрудняетесь выбрать профобласть и специализацию, попробуйте ответить на эти три вопроса.
Куда ищете? Компания и отрасль | Нефтедобыча |
В какой области работает специалист? Профобласть | Транспорт, логистика, перевозки |
Какую функцию выполняет? Специализация | Грузчик |
Как мы писали выше, некоторые специализации, например «Водитель», можно найти в нескольких профобластях. Смело указывайте любую из них — несмотря на то, что профобластей несколько, специализация всегда одна, и вашу вакансию увидят все кандидаты, которые вам подходят.
Что изменилось в поиске по базе резюме и рекомендациях?
Тут ничего не изменилось: как и раньше, все работает исходя из вашего запроса. Введите название должности в поисковую строку и смотрите результаты.
💡 Если результаты недостаточно точные, воспользуйтесь фильтром по специализации: выберите наиболее близкое к вашему запросу название и получите все подходящие резюме из каталога. Размещая резюме, соискатель может выбрать до 5 разных специализаций. Если хотя бы одна совпадает с фильтром, вы увидите этого соискателя в списке.
💡 Если вы в основном подбираете специалистов в конкретной профессиональной области, покупайте доступ к базе именно к этому сегменту. Так вы сэкономите бюджет и получите еще более точные результаты.
Так, если вы занимаетесь подбором специалистов в ИТ, можно купить доступ к профобласти «Информационные технологии», чтобы просматривать резюме всех относящихся к ней специализаций: программистов, разработчиков, тестировщиков, руководителей группы разработки, технических директоров (CTO), руководителей проектов, менеджеров продукта.
Если ищете рабочий персонал, выбирайте профобласть «Рабочий персонал» — и получите доступ ко всем специализациям этой профобласти: водителям, грузчикам, слесарям, кладовщикам, разнорабочим.
💡 Если нужно найти человека с опытом в конкретной сфере, ее можно выбрать в расширенном поиске: вбить нужные условия и указать, что искать нужно «В компаниях и отраслях». Например, ищем финансового аналитика с опытом работы в банках:

Старый каталог профессий существует уже много лет, и, возможно, вам понадобится время, чтобы привыкнуть к новому. Признаемся, нам пока тоже непривычно, но мы уверены, что польза не заставит себя ждать.
Отвечаем на самые распространенные вопросы.
Не нашли ответа на свой вопрос или хотите оставить обратную связь?
Оставьте комментарий, если считаете, что в новом каталоге вам не хватает какой-либо специализации. Или задайте вопрос — мы добавим ответ через некоторое время.